Семиотический анализ песни Бориса Гребенщикова «Новая жизнь на новом посту» «На кладбище грязь, полшестого, Мать-земля сегодня сыра; И в ней стоят хорошие парни, Хотя, должно быть, пьяны с утра. Но как не пить при такой работе, И я храню для них водку в пальто; И мне хотелось бы петь об этом, Но этот текст не залитует никто. Иван спешит на работу, Он спешит на работу, не торопясь; Похоже, что ему все равно, Успеет ли он к девяти часам. Осенний парк, опавшие листья - Какая прекрасная грязь! Он был инженером, теперь он сторож, Он выбрал себе это сам. И его Беломор горит на лету, И это новая жизнь на новом посту. Когда я смотрю в окошко, Я вижу, как кто-то идет По крыше - Может быть, это собака (кошка), А может быть, это крот. Я вижу не слишком ясно, Мешает крутой наклон Той крыши - Может быть, это букашка, А может быть, это слон. Над ними чистое небо, Под ними - хрупкий карниз, И я не знаю, как сделать, чтобы Помочь им спуститься вниз. И я сижу у окна и смотрю в пустоту, И это новая жизнь на новом посту... Эта песня пронизана ощущением бессмысленности, и смирения. Начинается она с кладбища физического, которое наблюдает лирический герой и заканчивается кладбищем внутренним — пустотой. В середине идёт объяснение, почему так сложилось: «Иван спешит на работу, Он спешит на работу, не торопясь; Похоже, что ему все равно, Успеет ли он к девяти часам. Осенний парк, опавшие листья - Какая прекрасная грязь! Он был инженером, теперь он сторож, Он выбрал себе это сам. И его Беломор горит на лету, И это новая жизнь на новом посту». Резкая перемена в жизни явно не нравится лирическому герою Ивану (и автору), но он уже смирился с этим, ведь сам же и виноват. Ему всё равно на свою новую должность, наплевать теперь и на новую жизнь. Здесь это показывается с помощью противоречия: спешит не торопясь. А отношение к работе немного иронично: какая прекрасная грязь. Как признаётся сам автор, первые два отрывка из текста автобиографичены. С кладбищем у него связаны воспоминания о похоронах сестры бабушки. Борис Гребенщиков просто описал тот день, но не стал вдаваться в подробности, ведь такую песню незалитует никто. «Не залитует» — не даст добро на озвучивание такой песни на концертах. Про свою историю, звучащую во втором отрывке песни, Борис Гребенщиков рассказал на сольном концерте 1983 года: «На самом деле, когда я приехал из Тбилиси (имеется в виду скандальное выступление Аквариума на фестивале «Весенние ритмы — 1980»), я выяснил, что мое пребывание в университете сильно осложнено тем, что на меня написано несколько больших доносов нашими ленинградскими ребятами, которые с нами ездили, и что меня одновременно выгоняют и из НИИ КСИ, где я работал инженером, и из комсомола, и вообще из всех мест, откуда меня можно было выгнать, включая, что меня чуть из дома начали выгонять... Некоторые мои родственники. И я как-то был задумчив, и я решил, чтобы не создавать проблем себе и другим, я не буду подавать во всякие профсоюзные суды, я просто спокойно оттуда уйду. Эта мысль меня печалила в течение, наверное, полудня, после чего я, как с этим смирился, начал находить прелесть в этом положении. И до сих пор нахожу. Прелестей оказалось гораздо больше, чем я думал... Так что вы это учтите на будущее. По-моему, из Аквариума все работали сторожами в свое время, кроме может быть товарища Васильева, который всё никак не может отважиться...» Третья и последняя часть текста была придумана автором для фильма, но в фильм не вошла, зато прекрасно подошла к ранее написанным стихам. «Когда я смотрю в окошко, Я вижу, как кто-то идет По крыше - Может быть, это собака (кошка), А может быть, это крот. Я вижу не слишком ясно, Мешает крутой наклон Той крыши - Может быть, это букашка, А может быть, это слон. Над ними чистое небо, Под ними - хрупкий карниз, И я не знаю, как сделать, чтобы Помочь им спуститься вниз. И я сижу у окна и смотрю в пустоту, И это новая жизнь на новом посту...» Мне представляется, что здесь окошко — это как возможность героя посмотреть со стороны на свою жизнь. Крыша с очень большим наклоном и хрупким карнизом — это как раз та самая жизнь автора и лирического героя. А этот кто-то «собака (кошка), крот, букашка или слон» — это олицетворение самого героя. Герой сам не видит, не понимает, кто он такой на самом деле. Мешает разглядеть ему самого себя слишком крутой уклон. И герой не знает, как самому себе помочь спуститься вниз с этой крыши — то есть скорее вывести себя из подвешенного состояния, когда непонятно, что делать с происходящим. «И я сижу у окна и смотрю в пустоту, И это новая жизнь на новом посту...» Автор как бы отстраняется. Смотрит уже не на себя, не на свою жизнь, а в пустоту. Смиряется с ситуацией. Начинает новую жизнь на новом посту. Если послушать песню, то идёт противоречие между словами и таким весёло-раздолбайским стилем пения. Это как с улыбкой петь о грустном. Что также как мне кажется, показывает смирение с ситуацией и такое: «А пошло оно всё!» А вы что услышали в этой песне?

Теги других блогов: музыка анализ семиотика