Рецензия на книгу: Джим Додж «Какша»
Жанр: магический реализм
Название на английском: Fup: A Modern Fable
Год написания: 1984
Год издания на русском языке: 2006
Автор перевода: Фаина Гуревич
Главный редактор: Шаши Мартынова
В 60 — 70-ых годах на диком Западе жила-была необычная семья.
Очень старый дедушка Джейк гнал виски по индейскому рецепту и растил оставшегося без родителей, двухметрового внука Кроху. Кроха с детских лет обожал строить заборы. Эти же заборы обожал рушить ещё один персонаж истории — кабан Столбняк. Он же то ли хотел съесть, то ли вытащить маленького, попавшего в яму утёнка. В итоге спас птенца Кроха. Утёнка отпоили виски и с тех пор в семье появилась утка Какша. Тут-то всё и завертелось.
Хотя, «завертелось» — это слишком громко сказано, так как повествование в большей степени идёт размеренно и навевает чувство покоя. Того самого покоя, который обычно обитает в деревнях, да сёлах.
Сама история ощущается несколько абсурдной из-за смеси очень реалистичного описания местности, обычных людей и некой «магичной» или даже шаманской составляющей, которая периодически довольно резко врывается в жизнь героев. И герои относятся к этому «нечто» как к чему-то заурядному. Но на то это и магический реализм.
Реализм же достигается с помощью часто встречающихся в тексте названий разных мест, описаний быта, склада ума второстепенных и главных героев.
Также очень неплохо «отрезвляют» матерные словечки, которые любит ввернуть дедушка. С помощью них автор делает Джейка ещё более настоящим, простым. А ведь именно в этой простоте, как я считаю, и заключается вся идея данного произведения. Будешь вести простую жизнь, занимаясь любимым делом — проживёшь до ста лет, а то и больше. Будешь просто относиться к смерти — отойдёшь в мир иной без страха, как на долгожданный отдых.
Когда я начала читать книгу «Какша» то продиралась сквозь множество, как тогда казалось, ненужных описаний, названий. Раздражал довольно сухой стиль повествования, навевающий воспоминания об учебнике истории.
А ещё вспоминались книги Стивена Кинга. Он в своих произведениях тоже любит что-нибудь перечислять, засыпать множеством названий и деталей. Однако ужасы я люблю, поэтому всегда старалась не заострять на этом внимания. А вот жанр магический реализм, да в таком антураже, ещё не читала. Но раз начала, то надо и закончить.
Дошла до части, где описывается смерть матери Крохи и буквально провалилась в книгу, так как именно этот момент был прописан очень эмоционально и ярко. Он настолько выделялся из предыдущего куска текста, что буквально заворожил и заставил читать дальше.
А позже я привыкла и поняла, что все, казавшиеся скучными, детали создают настроение и атмосферу книги. Атмосферу старых фильмов о диком Западе. А я, признаться, никогда не любила такие фильмы. Но, расставленные в нужных местах, вкрапления эмоциональных моментов и мистики не давали оторваться от чтения.
Отдельно хочу рассказать об эмоциях и мыслях, вызванных героями.
Дед невероятно интересен и своим прошлым: искатель приключений, золотой жилы, бабник, игрок и пьяница. Так и свои настоящим: всё ещё пьяница, игрок, но любящий, вполне остепенившийся дедушка, считающий себя бессмертным, а от того делающий всё неторопливо и с наслаждением.
Кроха — парень ростом в два метра видится немного недалёким, добрым и полностью помешенным на своём деле человеком. Но всё же любовь к дедушке ставит выше увлечений. Мне кажется, что это его желание строить заборы родом из детской травмы — смерти его матери. Она упала в озеро из-за сломавшихся перил моста. А теперь Кроха строит заборы, как те самые перила. Плюс, заборами же без ворот отгораживает себя от страхов и боли.
Кабан олицетворяет некие внешние обстоятельства, внешнего врага, который на самом деле, в конце, очень помог юноше открыться таки этому миру.
Индеец Джонни Семь лун — старый друг дедушки Джейка появляется ближе к концу произведения и также быстро исчезает. Индеец похож на некоего странствующего духа. Он прописан меньше, однако заставляет задуматься и деда и читателя о том, что же будет со всеми нами после смерти. Перерождаемся мы или уходим навсегда, как считает Кроха? А может действительно Джонни Семь лун живёт в кабане?
Ну и Какша. Утка. Большое и неуклюжее средоточие чего-то абсурдного, любящего, мистического и очень живучего, возрождающегося. Как птица Феникс, но только утка. Пришла можно сказать неоткуда и ушла также в никуда. Она как олицетворение жизни и смерти. Самого этого процесса, который до конца наверно никогда не будет понятен. Останется мистичным и порой абсурдным.
В заключение хочу сказать, что меня особенно в данной книге зацепили две вещи. Это отношение членов семьи друг к другу. Автору удалось показать эту трепетную, нежную любовь, которая раскрывается вовсе не в словах, а в делах героев.
А второе — это отношение к смерти. Простое, незамутнённое страхами. Ироничное. «— Ладно, черт с вами, я был бессмертен, пока не умер...» И в этом весь дедушка Джейк.
Очень рекомендую к прочтению людям, любящим пофилософствовать, подумать, поискать скрытые смыслы. И не боящимся мата.
#Следуй_за_Штормом